English >>     
 
Фауна
Флора
Медицинская помощь

Новости
Соцопросы


  Организации     Словарь     Красная книга     Книга Гиннеса     Рефераты     Фотоальбом  

 Флора -  Фитодизайн -  Флористика -  учение о форме- Подвижные формы

Все растущее вокруг нас заставляет почувствовать движение в своей форме, ее развитие. Мы видим, как из семени появляется росток, появляются листья и цветы. Это движение, пусть и не заметное глазу, чувствуется нами.

Способ рассмотрения формы по содержащемуся в нем движению очень важен для понимания ее своеобразия.

По направлению движения, по его форме или линейной особенности мы различаем семь различных типов форм:

  • стремящиеся вверх
  • раскрывающиеся
  • выступающие
  • ниспадающие
  • стелющиеся
  • изогнутые
  • ломкие

Стремящиеся вверх подвижные формы
В них наблюдается движение, которое действует вопреки силы тяжести. Оно идет в вертикальном направлении, иногда сначала сдвигается немного в сторону, но продолжается вверх - навстречу свету. Такие формы смотрятся гордо, целеустремленно, сильно и могущественно, т.к. возвышаются над силой притяжения земли. Если такую форму расположить горизонтально, вопреки ее природному расположению, она теряет своеобразный характер.

С композиционной точки зрения эти формы требуют свободного пространства над собой, в которое они могут устремиться, ведь движение - это смысл этой формы. Кроме того, такие формы должны иметь естественность в плане расстановки. Что выросло прямо и вертикально, должно получить в композиции вертикальное расположение.

Стремящиеся вверх подвижные формы могут хорошо сочетаться в качестве доминантных форм с сильно выраженной индивидуальностью с другими видами форм.

Раскрывающиеся подвижные формы
Все цветы, движимые силой роста, поднимаются над землей и распускаются. Это распускание может быть направленно только в одну сторону или распространяться во все стороны лучеобразно, шарообразно или неравномерно. Например, цветок каллы раскрывается направленно в одну сторону, а ирис - в разные стороны, некоторые виды хризантем - шарообразно и т.д.

Если стремящаяся вверх форма завершается одним или несколькими бутонами, то цветы смотрятся величественно, распространяющимися над другими, благородно и гордо. Они лучше всего смотрятся, когда включены в линейно-массивные композиции со множеством свободного пространства.

Если же аранжировка заканчивается более или менее круглой формой цветка, то ее действие не будет направленным, и она не будет предъявлять никаких требований к пространству наверху. Причина этого лежит в основе круглых форм.

Требования к раскрывающимся формам высоки, прежде всего для сильно распускающихся форм. Они нуждаются в отдельной постановке и в подчиненных партнерах. Формы с незначительным распусканием очень хорошо сочетаются с одинаковыми по рангу соседями.

Выступающие подвижные формы
Движение в них направлено вертикально или наискосок вверх, но затем ослабевает и как будто "выпрыгивает" в сторону. Примером таких форм могут быть цветочные стебли, ветки.

Этот зрительный "скачок" делает форму элегантной, мягкой, склоняющейся. Если она используется как доминантная подвижная форма, то композиция смотрится приятно расслабленной. Ей необходимо свободное место в той стороне, куда она направлена в своем движении. Выступающие формы зачастую являются посредниками между верхом и низом аранжировки.

Они могут использоваться как доминанты и как сопровождающие формы.

Ниспадающие подвижные формы
Движение в них начинается наискосок вверх или горизонтально, но очень быстро теряет напряжение и затем бессильно склоняется вниз.

Они смотрятся мягко, нежно, стекающе, привлекательно. Они зависят от верхней опоры, ее оптического выражения. Им нужно много места под собой, куда они могут "ниспадать". Они являются посредниками между сосудом и цветком, между верхним и нижним, между цветами и скатертью при столовой декорации и т.д. Они делают возможным создать композицию с предполагаемыми ниспадающими линиями (например, букет невесты)

Стелющиеся подвижные формы можно разделить на две подгруппы:

  • поверхностьобразующие, прилегающие формы
  • круглые, собирательные формы

Стелющиеся поверхностьобразующие формы распространяются в двух измерениях пространства. Это могут быть рассыпанные листья, мох, гравий песок, раковины, маленькие шишечки, кора и т.д.

В стелющихся собирательных формах движение воспринимается как спиральное или в виде водоворота по отношению к внутренней или нижней части. Возникает ощущение центростремительной силы в кажущемся движении вращения. Примерами таких форм могут быть, прежде всего, замкнутые формы шара ( это плоды и стенки плодов, яблоки и лимоны, жемчужины и всевозможные шарики, плоды чертополоха и гортензии), формы розетки с плотным расположением листьев ( это эхиверия и саксифрага, маргаритки и астры, одноголовчатые хризантемы и подсолнухи), формы купола ( это тагетес и гвоздика, цветная капуста и букет в стиле бидермеер) и формы воронки ( например, коробочки плодов лотоса).

Поверхности этих форм смотрятся спокойно, так как они зрительно крепко присоединены к своей основе. Сами формы смотрятся расслабленно, без требования в свободном пространстве, сдержанно и действуют только посредством цвета и структуры. Из-за свойственной им тенденции движения они притягивают в свою собственную середину и другие, расположенные рядом с ними формы. Вследствие этого они ярко выражают свою собирательную и оптически удерживающую силу. В зависимости от плотности и объема пространства они смотрятся как масса. По закону массы притяжения большая масса притягивает меньшую. Круглые формы смотрятся несложно, собранно, скромно, мягко, ненавязчиво вписываясь, но при соответствующем объеме могут смотреться и тяжело. Как цветочные композиции они смотрятся погруженными в себя, более или менее замкнутыми, в зависимости от структуры могут смотреться привлекательно, мягко, ненавязчиво вписывающимися.

Эта форма не предъявляет никаких особых требований к пространству, так как движение не устремляется в стороны. Соседние формы должны выбираться с точки зрения контраста, т.к. очертания форм должны быть четкими.

К помещению все-таки существуют определенные требования, так как в большинстве случаев формы смотрятся относительно тяжело. Им нужна либо твердая опора, либо хорошее основание. Это противоречит, собственно говоря, природе больших бутонов, которые возвышаются высоко на относительно тонком цветочном стебле. Таким образом, большие бутоны или плоды можно расположить как стелющиеся формы только тогда, когда речь идет об определенном намерении флориста.

Существуют еще и особенные графические формы, которые определяются направлением движения.

Изогнутые формы в своем движении опираются на основную форму круга с его изогнутыми линиями. Они могут иметь узкий или широкий размах в направлении движения. Могут примыкать к похожей на круг дуге или направляются спирально, произвольно, а также образовывая открытые дуги. Как крайнее проявление такой формы можно представить беспорядочность ограды из переплетенных вьющихся растений.

Примерами могут служить ветки вишни, березы, ольхи, клематис, переплетенные шнуры, ленты, перевязанные узлом длинные листы, переплетенные ветки вербы, косички из травы и т.д.

Их воздействие велико - мягкие и небрежные, играющие и колеблющиеся, грациозные или энергичные, динамичные, но все же распространяющиеся, спутанные и тонкие, полные сил и обвивающие, они предоставляют большие возможности в современной флористике.

Эти формы встречаются во многих работах флориста. Они являются графическим методом для линейно-массивных композиций или частью конструкций, методом украшения газонов или выращивания живых изгородей. Они хороши для сплетенных веток растений в качестве вспомогательного оформления или как преобладающие действующие формы с применением цветов и листьев.

Пересечения изогнутых форм должны быть тщательно продуманы. Они могут быть неприемлемы, если возникают на фоне конкурирующих или мешающих линий; они могут быть привлекательны, если возникают на фоне сопровождающих или усиливающих их воздействие линий или относятся к массивной системе художественного беспорядка веток.

Ломкие формы имеют большее отношение к основной форме "треугольник", так как они в своем направлении движения образуют острые углы. Они могут внезапно менять свое направление, и выглядят как будто сломанные, без перехода. Острые углы порождают переходы к новой прямой.

Примерами ломких форм могут быть ветви рябины, айвы, ветки сосны, надломленные соломинки, травинки, сплетенные листья гладиолуса, толстая изогнутая проволока, ленты из жести, металлическая решетка, согнутые связки стеблей.

Они воздействуют прямоугольно, замысловато, жестко, хрупко, угловато. Они смотрятся жестко, странно, словно притягивающе. Изломы и повороты, развилки и разветвления, изломы и перекрещивания обуславливают картину как филигранную и нежную (ветки букового дерева), так и сильную (старые сосновых ветки с сучьями). Они выглядят и конструктивно при каркасных конструкциях, и почти технически при применении металлических и пластиковых материалов.

В графических аранжировках эти линии выражают основной мотив. Они смотрятся только тогда, когда располагают большим количеством свободного пространства и находятся на скромном, спокойном заднем фоне. Линии, которые пересекаются или обвиваются должны быть рационально расположены от начала и до конца. Даже если несколько из них образуют посредством переплетения конечную форму, они должны оставаться индивидуальными в аранжировке для того, чтобы полнее донести свои характерные особенности. Каждое изменение направления ломких форм должно быть четко обозначено, иначе пропадет видимость движения.

Пересечения в ломких формах не могут находиться в местах сгиба!

Ссылки по теме:
  • Паразитические формы
  • Основные формы
  • Размножение грибов
  • Подвижные формы
  • Основная форма - круг
  • Основная форма - прямоугольник
  • Свободные формы
  • Приобретение декоративных мышей
  • Строительство водоема с использованием готовой формы
  • Основная форма - треугольник
  •  
    Copyright © RIN 2002-
    Обратная связь