Это предполагало формирование максимально комфортных условий на открытом воздухе, т.е. способствовало созданию своеобразных 'зеленых комнат', которые могли бы собой продолжить дворец. И не просто продолжить, а сравняться с ним по роскоши убранства. Поэтому эпоха
барокко впервые довела увлечение садами до фантастических размеров, а материальные затраты на устройство дворцовых садов впервые были сопоставимы с затратами на строительство самих дворцов. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах (разность их высот могла достигать 16м). Общее количество террас могло быть различным, например, в садах виллы Фарнезе их было три, в вилле Ланте -
пять, а в садах виллы Д'Эсте - восемь.
Особенности планировки.В процессе формирования этого стиля можно условно выделить два периода. До конца XVI в. итальянские сады были небольшими по размерам (сад виллы Фарнезе - 1 га, виллы Ланте - 1,4 га, виллы Д'Эсте - 3,5 га). Они не были предназначены для прогулок, скорее для отдыха и развлечений на открытом воздухе. Поэтому аллеи того времени являлись всего лишь переходами между отдельными 'зелеными комнатами' и проектировались узкими и короткими. Дворец, как правило, располагался по центральной оси симметрии участка, занимая доминирующее положение. Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора.
Террасы в дизайне сада заканчивались балюстрадами, что также способствовало эффекту ограничения пространства.
К началу XVII в. итальянские барочные сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность , что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой 'зеленые залы', а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов.
Использование ландшафтных компонентов. Если ландшафтные компоненты дизайна по своей значимости в классическом
барокко разместить по убыванию, то шкала будет выглядеть следующим образом: рельеф и камень, водные поверхности и устройства, растительность. Подчеркнутая архитектурность классических садов итальянского
барокко проявлялась в использовании контрастного рельефа, мощенных плитами дорожек и площадок, во множестве каменных сооружений (высоких подпорных стен, скульптур, павильонов, гротов, балюстрад, лестниц, садовых театров и т.д.). Другим, не менее важным, моментом было наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных водных устройств - каскадов, каналов, фонтанов и др., также располагавшихся на разных уровнях рельефа. Все это играло более значительную роль, чем такой, казалось бы, неотъемлемый компонент, как растительность. Кроме того, интерес к всевозможным курьезам и любовь к архитектурности во всем требовали и нового подхода к растительной составляющей. Расцвет барочных садов стал и эпохой расцвета топиарного искусства (искусства фигурной стрижки деревьев и кустарников), известного еще со времен Древнего Рима. Благодаря стрижке растительность могла приобретать самую фантастическую форму - геометрической фигуры, колонны, скульптуры, экзотических птиц и зверей и т.д.
Итак, основная смысловая нагрузка барочных садов и ландшафтов вообще - создать торжественно-парадное настроение, удивить и поразить роскошью и изобилием, а также развлечь посетителя и показать эрудицию владельца. Сады итальянского
барокко отличаются:
-- террасированным расположением сада;
-- подчеркнутой архитектурностью (центральное положение дворца, широкое применение каменного мощения, скульптуры, лестниц и других архитектурных сооружений);
-- большим количеством водных устройств (фонтаны, каскады и др.).
Ссылки по теме:
Итальянское бароккоГолландское бароккоФранцузский классицизмИстория ландшафтного дизайна. Архитектурные формыПестрые коврикиЦветок крови - гвоздика