Каждый предмет обладает многими свойствами. Его форму, цвет и структуру мы можем устанавливать объективно и воспринимать их воздействия.
Если флорист хочет создать композицию и что-то выразить ей, сначала он должен хорошо обдумать, какие формы лучше выбрать, какие краски и структуру использовать. При этом и возникает вопрос взаимодействия этих свойств.
Например, гладиолус имеет полную силы, прогрессирующую форму. Если окраска бутона будет чисто красной, то цвет подчеркнет это динамичное воздействие формы. А если бутоны будут пастельно-желтыми или белыми, то сила будет ощущается меньше, а появится легкость, поднимающая форму ввысь.
Или пример темно-красной розы, которая действует глубиной цвета более сильно на собственную середину и структурно смотрится как бархат. А если изменить ее цвет на белый, она будет действовать как раскрывающаяся форма и структурно напоминать фарфор.
Рассмотрим сначала более детально взаимодействие формы и цвета.
Прямоугольник
Его крепость подчеркивается красным цветов, его несущие качества - коричневыми и темными тонами, его конструктивность - черным и серым цветом.
Круг
Его спокойствие подчеркивается синим и голубым цветом, его концентрированность - темно-синим, его собирательность - темными красками, чистыми или смешанными.
Треугольник
Его подвижность больше выделяется при желтом цвете, его движение вверх в направлении острого угла можно подчеркнуть светлыми тонами, как чистыми, так и смешанными, а его способность передавать толкающие движения - цветами от желтого до красного.
Что касается подвижных форм, здесь нет такой однозначности, все комбинации форм и цвета возможны. Хотя стремящаяся вверх форма, имеющая темный цвет, будет смотреться немного тяжеловато, и флористы обычно "осветляют" верх композиции для придания ей легкости.
Рассмотрим теперь взаимодействие структуры и цвета.
Воздействие структуры может быть подчеркнуто или смягчено при помощи цвета, в зависимости от того, имеет краска похожий или противоположный эффект.
-
Рустикальная структура подчеркивает свою крепость коричневым и темными цветами, а светлые тона, напротив, делают ее более слабой. Она будет выглядеть сухой, если использовать сероватые оттенки, светлые или темные, а чистые, светящиеся краски будут смягчать этот эффект.
-
Пушистая структура будет иметь "шерстяной" вид, если в ней будут использованы пастельные краски и краски, имеющие сходство с реальной шерстью, например,
белые или серо-коричневые. Этот эффект будут заглушать чистые
цвета, например, синий и зеленый цвет. Если же использовать темные
цвета, например, пурпурный и темно-синий, то пушистая структура будет иметь "бархатный" вид. Но впечатление
исчезнет, если использовать белые и пастельные тона.
-
Шелковистая структура будет смотреться нежной, если употреблять пастельные тона, и более грубой, если использовать темные. Ее блеск так же зависит от цвета - чисты и светлые цвета будут способствовать ему, а сероватые тона - заглушать.
-
Фарфоровая структура будет очень ясно выражаться при белом цвете, а темные цвета сгладят этот эффект. Даже благородство этой структуры может зависеть от цвета - пастельные краски придают структуре это качество, а темные его уменьшают.
-
Металлическая структура будет полна сил, если использовать красные и синие тона, и выглядеть слабее при применении пастельных тонов. Ее прочность можно подчеркнуть металлическими цветами и смягчить белым цветом.
Каким же образом использовать эти сочетания формы, цвета и структуры? По какому поводу можно употреблять те или иные структуры?
Если употреблять свойства с одинаковым выражением, можно определить целый ряд их использования. Например:
Приятная аранжировка
Созвучные формы: все, но не прямые и жесткие.
Цвет: пастельный, теплый.
Структуры, подчеркивающие воздействие: рустикальные, шерстяные.
Радостная, веселая аранжировка
Созвучные формы: стремящиеся вверх, раскачивающиеся.
Цвет: желтый, оранжевый, ржаво-красный.
Структуры, подчеркивающие воздействие: рустикальные, контрастные.
Спокойная аранжировка
Созвучные формы: собирательные, мягкие, раскачивающиеся.
Цвет: пастельный, спокойный.
Структуры, подчеркивающие воздействие: рустикальные, шерстяные.
Аранжировка с элементом игры
Созвучные формы: изогнутые, изящные, раскачивающиеся.
Цвет: светлые, чистые и пастельные краски.
Структуры, подчеркивающие воздействие: шелковистые, блестящие и иногда рустикальные.
Аранжировка с элементом игры
Созвучные формы: изогнутые, изящные, раскачивающиеся.
Цвет: светлые, чистые и пастельные краски.
Структуры, подчеркивающие воздействие: шелковистые, блестящие и иногда рустикальные.
Аранжировка с элементом естесственности, вегетатив
Созвучные формы: все.
Цвет: зеленый, коричневый, смешанные краски, с небольшим акцентом чистых.
Структуры, подчеркивающие воздействие: рустикальные и контрастные.
Спокойная, серьезная аранжировка
Созвучные формы: ясные, склоняющиеся, замкнутые.
Цвет: черно-белый, серый, зеленый, фиолетовый.
Структуры, подчеркивающие воздействие: рустикальные и бархатные.
Праздничная аранжировка
Созвучные формы: все, кроме изогнутых и ломких.
Цвет: белый, серебристый, светло-фиолетовый.
Структуры, подчеркивающие воздействие: фарфоровые и металлические.
Представительная аранжировка
Созвучные формы: большие, набухающие, стремящиеся вверх.
Цвет: чистые краски.
Структуры, подчеркивающие воздействие: возможны все.
Элегантная аранжировка
Созвучные формы: раскрывающиеся, сильно раскачивающиеся.
Цвет: белый, черный, серый, розовый, фиолетовый, серебряный.
Структуры, подчеркивающие воздействие: фарфоровые, бархатные, металлические.
Активная, полная сил аранжировка
Созвучные формы: стремящиеся вверх, раскрывающиеся.
Цвет: активный, чистый, например, красный.
Структуры, подчеркивающие воздействие: рустикальные, металлические.
Освежающая, оживляющая аранжировка
Созвучные формы: охватывающие помещение, раскачивающие и стремящиеся вверх.
Цвет: синие тона, голубой, активные краски.
Структуры, подчеркивающие воздействие: все, но рустикальные только в качестве дополнительного контраста.
Но, разумеется, фантазия флориста этим не ограничивается! Ведь флористика, прежде всего, это искусство.
Ссылки по теме:
Взаимодействие формы, цвета и структурыВзаимодействие композиционных принциповПаразитические формы Основные формыКачество поверхностиКриптокорина реснитчатаяСтроительство водоема с использованием готовой формыЛисичка обыкновеннаяБоярышникАир злаковый